Реклама:
Мы помогаем вам ориентироваться в ценах, товарах, продавцах. PriceTerra.by

Рассылка
Подписчиков: 6
Удивительные паутинки кружева вологодского
Дата: 29.03.2020

Приветствую вас ,читатели рассылки!

Не так давно познакомился с любобытной книжкой Александра Быкова "Пава и Древо. Очерки истории вологодского кружевоплетения". А потом и с самим автором. И с его разрешения, публикую отрывки из очерков.

Узорные пелерины, воротники-паутинки, изящное переплетение мерных проставок - все это вологодское кружево. Создают плетеное диво как и полторы сотни лет назад ручным способом. На специальной подставке - пяльцах устанавливают подушку-кутуз, набитый головицей (головками льна), опилками или сеном валик. На подушке с помощью булавок закрепляют сколок, картон с прорисовкой будущего узора, своеобразную технологическую карту. Льняные нити кружевница свивает на вересковые палочки-коклюшки. Можно плести.
Штучные вещи выполняются в технике сцепного кружева на 6—10 парах коклюшек. В подушку вонзают медные булавки, на них крепят нить. Начинается мерный перезвон коклюшек. На сколке появляется кружевной узор. Почему перезвон, спросит скептик, ведь коклюшки-то деревянные? Это свойство материала. Иногда «для пущего звона» в головку вересковой коклюшки втыкают булавку... С помощью булавок выплетаемый узор держится на подушке, части орнамента скрепляются между собой.
Мерное кружево может быть и сцепным и парным. Многопарные кружева более трудоемки, чем сцепные. Изделие выплетают на сорока и более парах коклюшек в зависимости от плотности и ширины вещи, единым массивом, в котором сочетаются основные элементы. В вологодском кружеве их четыре: полотнянка-велюшка, сетка, плетешок, насновка. Полотнянка напоминает холст, косая сетка - рыболовную снасть, плетешок - канатное переплетение, а насновка (овал, плотно сплетенный на четырех коклюшках) - средневековую русскую копейку. Может быть, от этого в ряде мест она называется еще «денежкой».
Впервые жители Московского государства познакомились с западноевропейским кружевом на рубеже XVI-XVII вв. Великий Северный торговый путь из Европы в Архангельск и далее на Москву проходил через Вологду. Здесь были иностранные фактории, шумные ярмарки и торжища. Вологжанин XVII века был не хуже осведомлен о европейских новинках, чем наш современник, ибо они свободно и достаточно дешево продавались на рынке: и рейнские вина, и фряжские материи, и брабантские кружева из золотых и серебряных нитей. Европейское кружево понравилось, быстро вошло в обиход и очень скоро ему стали подражать. Правда, четыреста лет назад этим больше занимались мужчины, да и кружево не плелось, а ковалось. Сохранились документы о таких ремесленниках, живших в Москве.
Известно, что в первой трети XIX в. кружевоплетением в Вологодской губернии занимались в помещичьих мастерских. В «девичьих» крепостные плетеи копировали западные кружева, отделку для туалетов барынь и барышень. Примерно в это же время появляются кружевницы и среди мещанского населения. Спрос рождал предложение. Количество мастериц увеличивалось год от года. В начале 70-х годов прошлого века в Вологде было 360 кружевниц, спустя десятилетие - 500 , а в 1912 г. в губернии 39000 человек занимались кружевным промыслом.
Спрос на кружево неуклонно возрастал, и поэтому рынок поглощал любую продукцию. Неумелые рукоделия 5-7 летней девочки в цене мало отличались от качественного кружева. Плести плотные трудоемкие изделия стало невыгодно. Продукция рубежа XIX-XX вв., за малым исключением, качественно ниже образцов середины прошлого столетия. Льняная нить повсеместно заменяется на хлопчатобумажную, плетение становится более рыхлым. Что поделать, снижение качества диктовалось требованиями конъюнктуры, покупатель желал много дешевого кружева...
История вологодского кружевоплетения изложена в нескольких книгах, десятках статей, газетных и журнальных публикациях. В подавляющем большинстве работ предметом изучения стало сцепное кружево и кружевоплетение советского периода. Однако, если взглянуть на материалы этнографических коллекций, бросается в глаза огромное количество кружевных изделий высочайшего качества с оригинальными узорами, настоящих произведений искусства, выполненных неведомыми мастерицами в деревнях Вологодской губернии в прошлом, да еще и в первой четверти текущего века.
Всмотритесь в орнаменты крестьянского кружева, о нем наш дальнейший рассказ.


Тех, кого заинтересовала полная версия книги "Пава и Древо"(с картинками и музейными фотографиями),
могут заказать у меня rezultat35@mail.ru

Чащинов Дмитрий rezultat35@mail.ru



Приветствую вас ,читатели рассылки!

Не так давно познакомился с любобытной книжкой Александра Быкова "Пава и Древо. Очерки истории вологодского кружевоплетения". А потом и с самим автором. И с его разрешения, публикую отрывки из очерков.

Узорные пелерины, воротники-паутинки, изящное переплетение мерных проставок - все это вологодское кружево. Создают плетеное диво как и полторы сотни лет назад ручным способом. На специальной подставке - пяльцах устанавливают подушку-кутуз, набитый головицей (головками льна), опилками или сеном валик. На подушке с помощью булавок закрепляют сколок, картон с прорисовкой будущего узора, своеобразную технологическую карту. Льняные нити кружевница свивает на вересковые палочки-коклюшки. Можно плести.
Штучные вещи выполняются в технике сцепного кружева на 6—10 парах коклюшек. В подушку вонзают медные булавки, на них крепят нить. Начинается мерный перезвон коклюшек. На сколке появляется кружевной узор. Почему перезвон, спросит скептик, ведь коклюшки-то деревянные? Это свойство материала. Иногда «для пущего звона» в головку вересковой коклюшки втыкают булавку... С помощью булавок выплетаемый узор держится на подушке, части орнамента скрепляются между собой.
Мерное кружево может быть и сцепным и парным. Многопарные кружева более трудоемки, чем сцепные. Изделие выплетают на сорока и более парах коклюшек в зависимости от плотности и ширины вещи, единым массивом, в котором сочетаются основные элементы. В вологодском кружеве их четыре: полотнянка-велюшка, сетка, плетешок, насновка. Полотнянка напоминает холст, косая сетка - рыболовную снасть, плетешок - канатное переплетение, а насновка (овал, плотно сплетенный на четырех коклюшках) - средневековую русскую копейку. Может быть, от этого в ряде мест она называется еще «денежкой».
Впервые жители Московского государства познакомились с западноевропейским кружевом на рубеже XVI-XVII вв. Великий Северный торговый путь из Европы в Архангельск и далее на Москву проходил через Вологду. Здесь были иностранные фактории, шумные ярмарки и торжища. Вологжанин XVII века был не хуже осведомлен о европейских новинках, чем наш современник, ибо они свободно и достаточно дешево продавались на рынке: и рейнские вина, и фряжские материи, и брабантские кружева из золотых и серебряных нитей. Европейское кружево понравилось, быстро вошло в обиход и очень скоро ему стали подражать. Правда, четыреста лет назад этим больше занимались мужчины, да и кружево не плелось, а ковалось. Сохранились документы о таких ремесленниках, живших в Москве.
Известно, что в первой трети XIX в. кружевоплетением в Вологодской губернии занимались в помещичьих мастерских. В «девичьих» крепостные плетеи копировали западные кружева, отделку для туалетов барынь и барышень. Примерно в это же время появляются кружевницы и среди мещанского населения. Спрос рождал предложение. Количество мастериц увеличивалось год от года. В начале 70-х годов прошлого века в Вологде было 360 кружевниц, спустя десятилетие - 500 , а в 1912 г. в губернии 39000 человек занимались кружевным промыслом.
Спрос на кружево неуклонно возрастал, и поэтому рынок поглощал любую продукцию. Неумелые рукоделия 5-7 летней девочки в цене мало отличались от качественного кружева. Плести плотные трудоемкие изделия стало невыгодно. Продукция рубежа XIX-XX вв., за малым исключением, качественно ниже образцов середины прошлого столетия. Льняная нить повсеместно заменяется на хлопчатобумажную, плетение становится более рыхлым. Что поделать, снижение качества диктовалось требованиями конъюнктуры, покупатель желал много дешевого кружева...
История вологодского кружевоплетения изложена в нескольких книгах, десятках статей, газетных и журнальных публикациях. В подавляющем большинстве работ предметом изучения стало сцепное кружево и кружевоплетение советского периода. Однако, если взглянуть на материалы этнографических коллекций, бросается в глаза огромное количество кружевных изделий высочайшего качества с оригинальными узорами, настоящих произведений искусства, выполненных неведомыми мастерицами в деревнях Вологодской губернии в прошлом, да еще и в первой четверти текущего века.
Всмотритесь в орнаменты крестьянского кружева, о нем наш дальнейший рассказ.


Тех, кого заинтересовала полная версия книги "Пава и Древо"(с картинками и музейными фотографиями),
могут заказать у меня rezultat35@mail.ru

Чащинов Дмитрий rezultat35@mail.ru



Подписаться:  


rasmas.info
РАССЫЛОК МАСТЕР